По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, выручка от VAS-услуг во втором квартале 2009 года в России составила в долларовом исчислении $840,2 млн. По итогам второго квартала она сократилась на 16 млн или 1,9 %. Таким образом, падение объемов выручки, которое наблюдалось в течение последних двух кварталов, продолжилось, но темпы падения значительно замедлились, но еще не вернулись на уровень четвертого квартала 2008 года. Напомним, что в первом квартале текущего года потери составили 13,9 %, а в четвертом квартале 2008 года – 0,6 %.
VAS ARPU во втором квартале 2009 года также продолжает снижаться, но темпы падения замедлились: с 14,2 % в первом квартале до 4,2 % во втором квартале 2009 года. Хотя в денежном исчислении показатель VAS ARPU остался без изменений - $1,5. Доля VAS в общих доходах во втором квартале составила 16,6 %, что на 1,1 % меньше, чем в первом квартале, когда этот показатель равнялся 17,7 %.
Рублевая статистика также не слишком оптимистична. Согласно ей, доходы от VAS в рублях упали на 1,9958 млрд рублей: если в первом квартале доходы от VAS составили 29,0417 млрд рублей, то во втором квартале – 27,0459 млрд рублей. VAS ARPU также снизилось до 46,5 рубля: снижение составило 4,6 рубля или 9 %. Напомним, что в предыдущем квартале прирост VAS ARPU был положительным – 6,7 %.
Выручка от VAS-услуг, млн $, по данным ACM-Consulting
Если говорить про отдельные сегменты VAS, то во втором квартале в долларовом исчислении отмечена положительная динамика по всем сегментам, кроме отправки сообщений. Так, выручка от контента в первом квартале составила $226,1 млн, что на 4 % или 8,8 млн больше, чем в первом квартале, принесшем $217,3 млн. В рублевом исчислении она составила 7,277 млрд рублей: потери за квартал составили 1,3 %, тогда как в прошлом квартале прирост был положительным.
Выручка от трафика передачи данных во втором квартале 2009 года достигла $240,9 млн, увеличившись на $10,6 млн (4,6 %). При этом по результатам первого квартала выручка от передачи данных составила $230,3 млн. В рублевом исчислении наблюдается небольшое падение – на 0,7 %, выручка от этого сегмента составила 7,7543 млрд рублей, тогда как по итогам первого квартала равнялась 7,8112 млрд рублей.
Сервисы отправки сообщений как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте продемонстрировали отрицательный прирост доходов. Выручка от этого сегмента во втором квартале 2009 года составила $344,4 млн, что на $37 млн или 9,7 % меньше, чем в первом квартале текущего года. В рублях выручка составила 11,0849 млрд рублей, что на 1,8525 млрд рублей или 14,3 % меньше, чем по итогам первого квартала.
Что касается остальных VAS-сервисов, то выручка от них составила $28,8 млн (прирост $1,6 млн и 6,2 %) или 929 млн рублей (прирост 7,5 млн рублей или 0,8 %).
Если говорить о доле отдельных операторов в общей выручке VAS-сервисов, то во втором квартале «МегаФон» уступил лидерские позиции МТС. «Доля «МегаФон» снизилась с 19,6 % до 17,2 %. При этом лидер квартала МТС также снизил свою долю по итогам второго квартала, но меньше, чем «МегаФон»: если в первом квартале доля МТС составляла 19,3 %, то во втором квартале она снизилась до 17,8 %. Занимающий третье место «Билайн» также не удержал свою долю, снизив ее с 17,2 % до 15,9 %.
В итоге, по данным Advanced Communications & Media Consulting, во втором квартале 2009 года рынок VAS-сервисов оказался поделен следующим образом. На долю МТС пришлось 32,1 % (прирост 1,5 %). На втором месте - «ВымпелКом» с 28,5 % (прирост 0,9 %). Третье место занял «МегаФон» с 27,7 % (потери 1,3 %). На долю остальных операторов пришлось 11,7 % (потери 1,1 %).
Доли VAS рынка операторов, %, по данным ACM-Consulting
Что касается долей операторов на рынке VAS-услуг по отдельным направлениям, то в сегменте контента МТС занимают 36 %, «МегаФон» - 30 %, «Билайн» - 27 %. На долю остальных операторов приходится 7 %.
В сегменте SMS-сервисов положение таково: 24 % у «МегаФона», у «ВымпелКома» 29 %, у МТС – 31 %. На долю других операторов пришлось 16 %.
В сегменте передачи данных лидером по доле рынка стали МТС и «ВымпелКом», потеснившие «МегаФон». На долю лидеров пришлось по 31 %, а на долю «МегаФон» - лишь 29 %. Доля стальных операторов составила 9 %.
В других VAS-сервисах лидерские позиции также оказались у МТС, его доля – 37 %. На втором месте – «МегаФон» с 36 %. При этом «ВымпелКом» занимает третье место с 16 %, не очень значительно обогнав остальных операторов, на чью долю пришлось 11 %.
Что еще почитать по этой теме:
14 августа 2009 г. VAS-перспективы. Зависят от точки зрения
05 июня 2009 г. VAS в I квартале 2009 года: хроники пикирующего прироста
15 мая 2009 г. VAS в IV квартале 2008 года: валютный взгляд
09 сентября 2009 г. Рекламная целесообразность
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы