Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
E-commerce в России: шаг вперед и два назад
30.01.2014 07:00
версия для печати
Ростки e-commerce Оценки развития российского рынка электронной коммерции выглядят весьма оптимистично. Екатерина Силакова, управляющий активами УК «Финам Менеджмент» приводит такие цифры: «По оценкам Data Insight, объем розничной электронной торговли в 2012 году вырос на 27% и достиг 405 млрд рублей ($13 млрд). В России насчитывается более 22 млн интернет-покупателей, в 31% случаев россияне предпочитают расплачиваться банковскими картами». Федор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight, добавляет, что 100 млрд рублей из этой общей суммы приходится на кросс-бордерные сделки (интернет-покупки за рубежом), а на корпоративные покупки в интернет-магазинах – еще около 70 млрд. 105 млрд рублей (которые также включены в общую сумму в 405 млрд) – объем рынка продаж билетов. О данным этого исследовательского агентства, в 2013 году рынок еще вырос: объем онлайн-торговли составит порядка 520 млрд рублей. Юлия Фрумкина, аналитик ИК «Велес Капитал», замечает, что по итогам 2013 года объем трансграничной торговли составит 100-120 млрд рублей, что, по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), означает двойной рост по отношению к прошлому году. Весь российский рынок электронной торговли, по словам г-жи Фрумкиной, за год может вырасти на 43%. Однако в сравнении с розничными продажами в целом, доля e-commerce пока составляет каплю в море, что означает существенное отставание России от развитых стран по этому параметру. Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», комментирует: «По примерным оценкам, в общем объеме розничного товарооборота доля онлайн-торговли в последние несколько лет не превышает 2%. В 2013 году – около 1,7%, если ориентироваться на оценку индустрии в 405 млрд рублей. Все еще очень немного. Согласно ряду прогнозов, в среднесрочной перспективе (примерно следующих 5 лет) объем онлайн-продаж потребительских товаров вырастет в 2,5 раза – до 3,5%. В развитых странах данный показатель уже сейчас существенен и в среднем составляет около 10%». Федор Вирин подтверждает это. По приведенным им данным, в Великобритании онлайн-покупки совершает 87,2 % от всех интернет-пользователей, в Китае – 49,3 %, в США – 43 %, а в России – лишь 39,7. Особенно пессимистично данные цифры выглядя с учетом того, то и уровень проникновения ШПД в России ниже, чем в развитых странах. Не хлебом единым По данным исследователей Data Insight, в 2012 году из 405 млрд рублей 280 млрд было потрачено на материальные товары. Причем, цифра эта растет: в 2011 году на материальные товары было потрачено 22 млрд рублей. Заметим, что данные цифры не учитывают трансграничные покупки (это еще 45 млрд рублей), корпоративные покупки (еще 80 млрд рублей), а также покупки на купонных и туристических сайтах. При этом, по словам Екатерины Силаковой, «самыми продаваемыми группами товаров стали техника и электроника (44%), одежда и обувь (13%) и автозапчасти (10%). Самый бурный рост показали такие сегменты рынка, как товары для дома и мебель, детские товары и спорттовары – 40-50%. Следом, с показателем в 25-30% идет техника, а также косметика и украшения. Наиболее популярным способом оплаты онлайн-покупок остаются наличные (69%), затем идет оплата картой онлайн (10%) и предоплата оффлайн (10%)». Таким образом, интернет-продажи продуктовых товаров не входят в топ-лист интересов россиян. «Невысокие темпы развития онлайн-торговли продуктами питания – это, в первую очередь, следствие сложной логистики и частично импульсного характера спроса и некоторой инертности потребительских предпочтений и привычек, - объясняет тенденцию Максим Клягин. - Стоит учитывать, что продовольственный ритейл – наиболее развитый сегмент розничного рынка – очень конкурентный, поэтому здесь маржа дистанционных форматов в отличие от ситуации на других товарных рынках формируется на невысоком уровне. Одновременно высокие логистические издержки (требования к доставке продуктов более высокие и по срокам, и по условиям) «съедают» и этот не очень значительный спред, делая дистанционную доставку продуктов масс-маркет нерентабельной и не очень интересной (в том числе и для профильных операторов). А спрос на дорогие продукты питания пока весьма узкий, развитие интернет-торговли здесь идет активно, но этот процесс менее заметен в масштабах широкого рынка. Вместе с тем, полагаю, по мере расширения возможностей оперативной доставки и роста уровня жизни фудритейл будет более активно осваивать интернет-пространство». Виталий Жигулин, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли, выделяет и другие проблемы распространения онлайн-продаж продуктов: «Процесс продажи продуктов питания – достаточно сложный и рискованный. Продукты питания – товары скоропортящиеся, для их продажи требуется четкое планирование, особые склады, логистика. Новые ритейлеры не торопятся заходить в этот бизнес. И потребители пока относятся к продуктам из онлайна настороженно. Поэтому рынок не показывает значительной динамики, особенно на фоне растущего рынке непродовольственной онлайн-торговли». Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей, подтверждает существование вышеназванных сдерживающих факторов: «Очевидно, что помимо сложности выстраивания эффективной логистики, другой фактор, влияющий на развитие этого сектора - низкий уровень доверия потребителей. Полки обычных магазинов завалены низкокачественными продуктами, информация на упаковке очень часто не соответствуют содержимому. При онлайн-торговле появляется еще больше возможностей и соблазнов «втюхать» доверчивому потребителю низкокачественный продукт. Причем потребовать замену или возврат денег за него потребителю при заказе в онлайн-магазине намного сложнее. Сначала продуктовым ритейлерам необходимо вернуть доверие потребителей в офлайновой торговле, а уже потом может развиться онлайновое направление». Потенциально рост, по мнению некоторых экспертов, могли бы показать онлайн-продажи табачной и алкогольной продукции, однако сейчас есть запреты на рекламу этих групп товаров, а алкоголь и табачные изделия продавать дистанционно сейчас вообще запрещено, поэтому работающие сейчас магазины существуют фактически вне правового поля. Ехали на тройке с бубенцами Есть препятствия на пути развития российского рынка интернет-торговли не только у продуктовых товаров, алкоголя и табачных изделий. С проблемами приходится столкнуться и тем, кто занимается продажами в Сети и непродуктовых товаров. По данным аналитиков, самый популярный вид доставки товаров на данный момент - курьерская (46%), почтовые отправления на втором месте (33%) и получение в пункте выдачи заказов (11%). Между тем именно логистические проблемы являются, по мнению аналитиков, самым значимым сдерживающим фактором для развития e-commerce. «Низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, сравнительно низкий уровень конкуренции в этой сфере и высокая средняя стоимость услуг, формирующие значительные дополнительные издержки, нивелируют преимущества дистанционных форматов торговли (в том числе, негативно влияют на ценовую конкурентоспособность профильных игроков) и выступают одним из ключевых негативных факторов, тормозящих развитие индустрии, - комментирует Максим Клягин. - Аналогично негативным образом на динамику отрасли влияет и выраженный дефицит финансовой инфраструктуры, хотя это влияние скорее менее выражено». Федор Вирин уточняет, что проблема, скорее, заключается в том, что нет дешевой доставки, а это значит, что нет смысла доставлять что-то мелкое и недорогое. Несмотря на то, что по статистике доставка почтой находится в топе популярных путей получения товара, по возможности игроки рынка стараются избегать ее использования. Александр Алехин, IT-директор холдинга OZON, рассказывает следующее: «Более 70% наших клиентов живет не в Москве, но только 10% всех заказов Ozon доставляет почтой. В остальных случаях мы используем свою сеть доставки и сети наших партнеров. Доставка по России, в среднем, занимает от 2 дней до 2 недель». «Позиции Почты, скорее, наиболее сильны на рынке трансграничной доставки для розничных потребителей, - добавляет Максим Клягин. - На внутреннем рынке оперирует большое количество игроков, да и уровень конкуренции постепенно растет. Что касается будущего Почты, то в целом, учитывая масштаб и специфику бизнеса, перспективы долгосрочного развития корпорации при условии эффективной реализации реформ выглядят, полагаю, достаточно позитивно. Решение ключевых задач - модернизации и расширения инфраструктуры, развития логистики, автоматизации операционных процессов, развития сервиса - позволит выйти на качественно новый уровень. Комплексные реформы, позволят решить системные проблемы и сформировать эффективного игрока на быстроменяющемся, конкурентном рынке. При этом важную роль в достижении таких целей будет играть снижение социальной нагрузки на бизнес Почты и сокращение зависимости от государственных субсидий, для чего необходимо решить задачи финансирования, в том числе, вероятно, за счет запланированного акционирования корпорации». Большое видится на расстояньи В будущее электронной коммерции в России эксперты в большинстве случаев смотрят с оптимизмом. «По нашим оценкам, рынок интернет-торговли растет в среднем на 30 %, и при благоприятных макроэкономических показателях данная тенденция сохранится», - утверждает Виталий Жигулин. Сомнения в позитивном развитии высказывает только Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей: «Конечно, в ближайшей перспективе сектор онлайн-торговли будет снижаться. Беспрецедентные ограничительные меры, которые пролоббировали отечественные ритейлеры, станут шоком для потребителей, заставят их отказываться от покупок или уйти в «серый сектор» к фирмам-посредникам и челнокам. Именно этого добиваются члены Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) еще и потому, что большинство участников – это офлайновые сети с небольшой долей онлайн-торговли. Им вообще нет резона развивать интернет-торговлю, а выгоднее на этом этапе ее приморозить». Аналитики констатируют интерес к российскому рынку интернет-торговли со стороны зарубежным онлайн-магазинов: его не смогут остановить даже законодательные инициативы с ограничениями по объемам электронных платежей. Однако каждый из таких игроков будет все более серьезно взвешивать перспективы и, возможно, будут пытаться найти пути обхода ограничений. А вот ждать появления крупных местных игроков, по мнению экспертов, не стоит: конечно, новые интернет-магазины будут появляться, но выжить смогут только нишевые проекты – например, связанные с хобби, хенд-мейд и тому подобными темами. Кроме того, будет наблюдаться процесс консолидации игроков. Этот процесс уже идет, правда, пока не особо заметно для рядового покупателя. Федор Вирин говорит о том, что процесс консолидации идет, но еще быстрее идет процесс вымирания мелких игроков по мере роста крупных: «По нашим оценкам, мы видим только начало этой интеграции. Пока больше внутренних сделок, чем покупок западными игроками». «Процессы консолидации сегодня, несомненно, существенно более заметны, чем еще год-другой назад, - подтверждает Максим Клягин, - но, скорее, стоит говорить только о первых признаках укрупнения в динамично растущей отрасли. Высокие темпы роста, огромный ассортимент, постоянно возникающие новые товарные рынки позволяют успешно оперировать в этой среде очень большому количеству игроков самого разного масштаба». Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Маркетинг, Регулирование, Финансы, Web Ключевые слова: электронная торговля, интернет магазин, электронная коммерция
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связиз>
11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи 11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи |
||||