rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
Автосалон Porsche порше макан стоимость в Москве.
     
 
 
 
     
     
 

Законодательно-нормативное регулирование вопросов управления документами и информацией: путь через тернии к мировому лидерству

По мнению экспертов и по данным правительства РФ, наша страна становится все более «электронной», а государственное управление – более открытым: неплохо обстоят дела и с электронными государственными услугами, и с внедрением СЭД в бизнесе и госорганах. Постепенно решаются проблемы с налаживанием работы СМЭВ: в начале мая текущего года был полностью завершен проект по запуску электронного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и регионами. Многое сделано для реализации концепций «открытого правительства» и «открытых данных». Движущей силой развития во многом стали изменения законодательно-нормативной базы – как федеральной, так и региональной, поэтому в целом такие перемены оцениваются экспертами положительно. В то же время до сих пор есть ряд важнейших направлений «электронизации», до которых реформы пока что не добрались.

Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС, в своем выступлении на состоявшейся недавно конференции «Весенний документооборот 2014», выделила ряд позитивных изменений в сфере законодательно-нормативного регулирования этой отрасли, произошедших за последние несколько лет. Поскольку компания ЭОС работает на рынке СЭД столько же, сколько существует в России сама отрасль, она на себе ощущает как динамику трансформаций рынка, так и перемены в области государственного регулирования. 

По словам Н.А.Храмцовской, ещё 3 года назад ситуация была значительно сложнее, чем сейчас, несмотря на то, что тогда уже были сняты все основные препятствия, мешавшие использовать электронные документы в государственном управлении и бизнесе. К этому времени минимально необходимая законодательная база для перехода на электронные технологии уже была подготовлена, однако потребовалось время для того, чтобы результаты реформ заработали в полную силу. Ситуация осложнялась и тем, что в 2010-2011 годах внедрение электронного документооборота нередко проводилось недостаточно продуманно, в том числе не обеспечивалась необходимая подготовка как руководителей, так и работников среднего звена, которые и должны были работать с электронными документами.

С течением времени ситуация более-менее нормализовалась – и за счет роста технического оснащения госструктур и бизнеса, и благодаря повышению квалификации сотрудников и вовлечению в работу с СЭД высшего руководства, да и просто вследствие привыкания. Даже такой консервативный институт, как суды, уже неплохо освоился с информационными технологиями и активно ими пользуется. По отдельным направлениям внедрения ИКТ в государственное управление и деловую деятельность Россия, по мнению экспертов, является мировым лидером – например, по применению усиленных электронных подписей и по масштабам проведения электронных государственных закупок.

Кроме того, отдельного внимания заслуживает региональная законодательно-нормативная базы: она интересна тем, что зачастую находит свои, неожиданные подходы, технологии и решения. Можно даже сказать, что активность в сфере регионального регулирования вопросов использования электронных документов является показателем того, насколько регион активно работает в этой сфере. К примеру, в лидеров по внедрению электронных госуслуг входят ЕАО, ХМАО, Красноярский край, Петербург, а лидерами по внедрению концепции открытых данных являются Москва, Пермский край, Тульская и Ульяновская области. В этих регионах местные власти уделяют много внимания совершенствованию законодательства, касающегося электронной стороны жизни.     

В результате существенно изменяется деятельность ряда государственных учреждений и ведомств – например, Федеральной налоговой службы (ФНС России). Так, с 1 января 2014 года введена обязанность для всех плательщиков НДС представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через специального оператора электронного документооборота. Федеральная налоговая служба, подводя итоги декларационной кампании по НДС за I квартал 2014 года, сообщила, что налогоплательщиками в налоговые органы было представлено 1,36 млн. таких деклараций, из которых по телекоммуникационным каналам связи поступило 1,29 млн., что составляет почти 95% от общего числа деклараций. Также сегодня в рамках работы ФНС в электронном виде можно отправить более 40 видов документов: налоговые декларации, письма, обращения, счета-фактуры и т.д.

В прошлом году произошли изменения и в сфере бухгалтерского учёта. Например, с 1 января 2013 года первичные учетные документы могут составляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью. А с июня 2013 года при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учёта организации, порядок проведения которой определяется организацией самостоятельно.

«Сейчас, в 2014 году, можно с уверенностью сказать, что законы информационного блока вполне соответствуют мировому уровню, хотя часть экспертов сходится во мнении, что их потенциал используется лишь частично», - комментирует г-жа Храмцовская, – «Однако в отдельных нишах законодательства пока ещё есть «серые зоны», которые только предстоит закрыть».

Так, далеко не радужная картина наблюдается в регулировании многих аспектов работы с документами, в том числе и в традиционном бумажном варианте. На сегодняшний день нет ни одного практически важного вопроса, связанного с управлением документами, который был бы исчерпывающим образом урегулирован: везде есть «серые» зоны и противоречия. Это касается не только новых, ещё только входящих в нашу жизнь технологий, но и таких вопросов, как использование собственноручных подписей, печатей, порядка изготовления копий документов и т.д. Также серьёзно отстали от практики работы с документами архивное законодательство и теория делопроизводства и архивного дела, по сути, оставшись в «бумажном» веке.      

К сожалению, отсутствие внимания законодателя и регулирующих органов к этим направлениям может порой оказаться той соломинкой, под воздействием которой переломится спина верблюда. По мнению Н.А.Храмцовской, недостатки законодательно-нормативного регулирования заставляют организации осторожно подходить к внедрению электронного документооборота и поддерживающих его систем. Ведь в определенный момент электронный документ должен отправиться в архив, где он должен храниться в течение длительно времени, а то и постоянно, при этом таким образом, чтобы спустя десятилетия сохранялись его юридическая значимость и доказательная сила – и как раз здесь придется столкнуться с рядом проблем, для решения которых необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Так что, наверное, следующим этапом развития нормативно-правовой базы должно стать модернизация законодательства именно по этим направлениям.

Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: смэв, СЭД, ЭОС, электронный документооборот, электронная подпись, электронные госуслуги

наверх
 
 
     
     
 

Свежие комментарии

05.07.2016 12:25 | Евгений

Какая компания вам оказывает эту услугу, если не секрет?

04.07.2016 08:48 | Виктория

Мы вопросы ведения документооборота передали на аутсорсинг, это позволяет избегать многих проблем.

 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

14.12.2017 Экономика Рунета: вопрос доверия

13.12.2017 Positive Technologies подвел итоги поучительного года

13.12.2017 Малый бизнес ставит на Интернет

08.12.2017 Безопасность обойдется в 96 миллиардов долларов

06.12.2017 Аналитики предсказали технологические тренды 2018 года

05.12.2017 Мировой телеком вырастет меньше, чем на 2%

04.12.2017 Квартал на 85 миллиардов. «МегаФон» подвел итоги

29.11.2017 Специалисты по блокчейну растут в цене

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга