Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова и аналитик Unicredit Aton Анна Курбатова считают, что применительно к «Яндексу» отчетность по РСБУ можно считать репрезентативной. У компании нет «дочек», генерирующих большие денежные потоки (РСБУ не учитывает показатели дочерних компаний), говорят они.
Поэтому «Ведомости» попросили четырех аналитиков крупных инвестиционных банков подсчитать, какова была рентабельность бизнеса «Яндекса» в 2007 г., руководствуясь показателями по РСБУ.
Исходя из параметров валовой прибыли, коммерческих и управленческих расходов и амортизации EBITDA «Яндекса» — $96,5 млн, считает Курбатова, а рентабельность по EBITDA — 55,8%. С этим расчетом соглашаются Менькова и аналитик «Антанта пиоглобал» Анна Крылова, которая получает итоговую рентабельность также в размере 55,8%.
Аналитик «Велес капитала» Илья Федотов посчитал OIBDA — операционную прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов. OIBDA более корректный показатель, чем EBITDA, поскольку не учитывает «одноразовых» расходов, говорит Федотов. OIBDA «Яндекса», по его расчетам, равна $94,6 млн, а рентабельность по OIBDA — 54,7%.
Расчеты аналитиков, вероятно, близки к тем, которые содержатся в международной отчетности «Яндекса». По словам источника, близкого к одному из банков, участвующих в будущем размещении «Яндекса», во внутренних документах компании указывается рентабельность по EBITDA за 2007 г. в 56%.
Собеседник «Ведомостей» не стал уточнять, направлялись ли эти документы в комиссию по ценным бумагам США (pre-filing), отметив лишь, что у компаний, зарегистрированных за пределами США, такие документы конфиденциальны вплоть до размещения на бирже.
В 2006 г. рентабельность «Яндекса» была 59,4%, т. е. за год упала примерно на 3 п. п. Это может быть связано с ростом числа партнеров, а следовательно, и отчислений, говорит аналитик Альфа-банка Иван Шувалов.
Представитель «Яндекса» отказался от комментариев.
У конкурента «Яндекса» — компании Mail.ru рентабельность выше: 64,5%. Это связано с тем, что у Mail.ru 68% доходов — от продаж банерной рекламы, говорит Шувалов. «Яндекс» же делится с партнерами доходами от контекстной рекламы, которая приносит ему 80% выручки.
Рентабельность по EBITDA у Rambler в 2007 г. — 11%, в I квартале 2008 г. — 18-20%. У Google — 35,9%.
Скоро на биржу
15-20 процентов акций планирует разместить «Яндекс» осенью на Nasdaq. Организаторы – Morgan Stanley, Deutsche Bank и «Ренессанс капитал». Предварительная оценка всей компании, по данным источников Reuters, $5 млрд. Покупкой такой же доли в «Яндексе» интересуется Алишер Усманов.
«Яндекс»интернет-компания
Владеет порталом Yandex.ru с ежедневной аудиторией около 6 млн человек (данные TNS Gallup).
Акционеры: 30% – основатели, около 20% – менеджеры, более 30% – фонды Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% – Tiger Global Management, 5% зарезервировано под опционы.
Анастасия Голицына
Тимофей Дзядко
Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
Рубрики: Интернет, Финансы, Web