Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://www.nnit.ru/news/n208214/


     
 

На пути к Индустрии X.0: или умрем, или изменимся

28.05.2018 07:33
В России, да и во многих других странах говорят об Индустрии 4.0, тогда как давно уже пора говорить об Индустрии X.0. Несмотря на то, что по ряду параметров Россия не отстает от лучших практик, мы пока все еще путаем цифровизацию с автоматизацией, что свидетельствует о непонимании смысла цифровой трансформации и смены индустриальных парадигм. Об этом говорили эксперты в рамках одной из сессии ПМЭФ-2018.

Вадим Швецов, генеральный директор, член совета директоров ПАО «Соллерс», заметил, что на производственных предприятиях уже происходит процесс смены бизнес-модели, причем идет он зачастую весьма быстро. Так, в компании делали исследование, сколько покупателей в РФ готовы приобретать автомобили через интернет – в прошлом году таких не было, а сейчас уже 17%. Так что не надо заблуждаться – изменения в России уже происходят.

Г-н Швецов также рассказал, что на заводах компании занимаются прототипированием и это позволяет на 30 % сократить сроки вывода продукции на рынок. Но останавливаться на это нельзя. Транспортная мобильность, которая будет преобладать в скором будущем в РФ, потребует другого отношения к качеству продукции. Добиться этого можно только изменением собственного подхода. Надо изменить отношение собственных инженеров к этим процессам. Однако в компании сталкиваются с косностью индустрии, которая не готова выходить за привычные границы.  

Вадим Швецов напомнил, что сейчас российская промышленность отстает по производительности. Однако, спрогнозировал он, есть шанс догнать и обогнать конкурентов за счет цифровизации – внедрения прототипирования, цифровых двойников и т.д.

Андрей Белевцев, глава дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть», отметил, что нужно с умом подходить к выбору пути развития. Так, создавать инновационные лаборатории отдельно от производства – это тупиковый путь. Начать не так сложно: можно собрать команду, в которой первый год всем весело, а прототипы делаются быстро. Но «не надо путать agile и бардак». Созданные прототипы, разумеется, должны внедряться в производство, однако привычная ранее методология «разработать-внедрить» уже не актуальна. Сегодня работа над продуктом начинается в момент его выпуска. Поэтому все инновационные разработки должны идти близко к практическому запросу от бизнеса. Надо научиться работать всем в одной команде, кроме того, должно быть поколение владельцев продукта.

Эберхард А. Вейт, генеральный директор 4.0-Veit GbR, заметил, что вопрос не только в производительности для индустрии – это вопрос выживания. Любое цифровое предприятие должно существовать в экосистеме таких же цифровых партнеров: если нет связи компании с другими, которые оцифровывают процессы, то у бизнеса не будет никаких шансов на выживание. «Если вы не начнете цифровизацию, вы вылетите из бизнеса», - заявил он.

Франк Рименшпергер, старший управляющий директор, руководитель в регионе Германия, Швейцария, Австрия, Россия компании Accenture, пояснил, что сейчас мы уже ушли от автоматизации, которая давно стартовала. Сейчас мы пришли в другую фазу – создаем цифровые модели вокруг Индустрии 4.0. Они есть – надо просто научиться их применять. Предприятия должны сделать свои продукты умнее, однако следует думать не только о продукте, но и о его связке с услугами. Это дает новый опыт, который тоже можно перевести в финансы. При этом нужно понимать вертикаль конкретного пользователя, следовательно, компании должны трансформироваться и децентрализоваться.  

Представитель «Ростелекома» также убежден, что надо не просто внедрять технологии – надо менять бизнес-модели. У нас в стране нет недостатка в технологиях – в этом отношении мы живем в счастливом мире. 5G изменит многие отрасли, но чтобы изменения произошли, несколько факторов должны случиться. Например, есть вопрос инфраструктуры. Отечественным операторам придется вложить порядка 1 трлн рублей в развитие сети 5G. А чтобы возможности преобразовались в реальные продукты, должна быть партнерская экосистема. Например, чтобы запустить тестовую сеть в Эрмитаже, оператору потребовалось 4 партнера. Партнерская экосистема – это сложное изменение, к которому готовы не все.

Андрей Белевцев добавил: не надо думать, что вся промышленность целиком уйдет в цифру: «Кто-то должен произвести ресурсы, топливо и т.д. – эта часть никуда не денется».  Но цифра дает принципиально иную модель принятия управленческих решений. Фактически строится цифровой двойник всей компании. При этом не теряется скорость и управляемость, и предприятие получает возможность для контроля и понимания ситуации в компании.  

Андрей Варичев, генеральный директор «УК „Металлоинвест“», заметил, что не надо путать автоматизацию и цифровизацию. Система больших данных, накопленная за годы, позволяет, объединив данные, заставить весь бизнес работать на лучших показателях. Если кто-то это сделает, у него на предприятии произойдет скачек производительности, изменятся взаимоотношения с поставщиками и т.д. Нерадивый поставщик при этом умрет или изменится. Трансформируются и взаимоотношения с потребителями – изменятся параметры контроля, а следовательно, клиент увидит, что качественное, а что – нет.

Так что говоря о переходе к Индустрии Х.0 надо понимать, что мы рассматриваем не возможные варианты развития, а необходимость двигаться вперед ради выживания. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web