rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Когда правительство превратится в платформу

Не успели в России построить электронное правительство, как весь мир стал говорить о том, что необходимо формировать цифровое правительство. Вопреки расхожему мнению электронное правительство и цифровое правительство – это несколько разные вещи. По этому пути пошло и российского правительство, однако с некоторыми оговорками. Так, представители Минкомсвязи в рамках форума «Открытые инновации» заявили, что правительство не должно все делать само: пришло время стать платформой для других.

Екатерина Шапочка, исполнительный директор аналитического центра «Форум», в рамках сессии «E-government в действии» напомнила, что в 2003 году стран, предоставляющих госуслуги в режиме одного окна, было всего 45 и только 33 позволяли получать их в режиме онлайн. В 2016 году их стало уже 90: у таких стран есть единый портал, который либо выполняет информационные задачи, либо предоставляет госуслуги. При этом в 148 странах предоставляется как минимум 1 госуслуга в режиме онлайн.  

Однако в большинстве стран речь идет пока все-таки об электронном правительстве, а вовсе не о цифровом. Как отметила Екатерина Шапочка, электронное правительство – это автоматизация и преобразование внутренних процессов и взаимодействия с гражданами, а когда мы говорим о цифровом правительстве, то речь идет уже о полной трансформации бизнес-процессов. И путь от электронного к цифровому правительству сопровождается несколькими тенденциями. Во-первых, это развитие технологий, таких как ИИ, Интернет вещей, Большие Данные. Во-вторых, это рост запросов граждан, которые уже испорчены качеством услуг в частном секторе и требуют такого же качества услуг и от государства.  В-третьих, это растущая регионализация. Регионы хотят быть хозяевами положения и здесь возникает некое противоречие между ними и централизацией, концепцией одного окна. В-четвертых, это растущий тренд на гражданское взаимодействие, участие граждан в госуправлении.

Если послушать руководство страны, может создаться впечатление, что у нас в отношении готовности к цифровизации правительства все хорошо. Так, выступавший в рамках второго дня форума председатель правительства РФ Дмитрий Медведев напомнил, что «по индексу готовности к цифровому обществу наша страна поднялась на 36 позиций. 75% российских домохозяйств имеют доступ к Интернету. По этому показателю Россия занимает первое место в Европе».

Однако Екатерина Шапочка напомнила, что в индексе готовности к внедрению цифрового правительства лидируют две страны – Великобритания и Австралия, а вовсе не Россия. Причем даже этим странам-лидерам пришлось на пути к этим показателям решать весьма значимые проблемы, которые, вполне вероятно, встанут и перед нашей страной.

Пол Шетлер, экс-генеральный директор Digital Transformation Office, участвовавший в этом процессе в обеих странах, рассказал, что очень мешает бюрократия госструктур, которая сдерживает процесс трансформации. Кроме того, сотрудники ведомств далеко не всегда высоко квалифицированы – в основном это политики и теоретики, и с этим также нужно считаться. Осложняет ситуацию и неадекватное финансирование. «Госструктуры редко эффективны – мало кто понимает суть задачи цифровизации, - заметил Шетлер. - В частных компаниях все проходит легче».

Чтобы решить все эти проблемы нужно сразу несколько составляющих: прежде всего нужна была политическая воля, затем – контроль над базовыми вещами, такими как нахождение сотрудников на свои местах, работа колл-центра и т.д. В этом случае задача переходит в разряд решаемых.

Мехран Гуль, лидер проекта «Инициатива по цифровой трансформации» Всемирного экономического форума, заметил, что государству в ходе цифровизации надо брать пример с бизнеса – перенимать схемы, которые работают. Правда, при этом, скорее всего, потребуется провести полную модернизацию ИТ-инфраструктуры, выстроить иерархическую модель данных и многое другое.

Алексей Козырев, заместитель министра Минкомсвязи РФ, рассказал, что в Росси также видят технологические сложности, которые мешают процессу цифровизации. Он отметил, что несмотря на то, что приложение «Госуслуги» в нашей стране более популярно, чем приложение Facebook, конкурировать на уровне пользовательских интерфейсов с коммерческими проектами неправильно. Это отвлекает огромное количество ресурсов. И все равно лидером правительство в этом отношении не станет, так как оно более бюрократизировано и менее гибко, чем частные структуры.

Он пояснил, что главная задача – обеспечивать законность происходящего в стране и экономике, поэтому более правильный подход – перестать создавать интерфейсы, открыть интерфейсы к бэкэнду и дать возможность рынку, бизнесу создавать ценности для своих клиентов с учетом трендов цифровой экономики с учетом интересов потребностей каждого человека. Фактически правительство должно стать платформой, предоставляющей интерфейсы к госсервисам, управлять персональными данными и т.д.  

При этом приоритеты цифрового правительства – это открытые интерфейсы к персональным и открытым данным, обеспечение безопасности за счет применения современных технологий электронной идентификации и сотрудничество с разными провайдерами сервисов. Эти тренды, как отметил Козырев, в России уже начинают оформляться. Госуслуги начинают предоставлять через банки, подписали соглашение с Mail.ru, с января запускается биометрическая идентификация. «Концепция «государство как платформа» – это то, что ждет нас в ближайшем будущем», - резюмировал Алексей Козырев.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, ПО, Регулирование, Web

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

17.10.2018 Инновации в России: фестиваль форматов

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга