rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Российский телеком. В ожидании перемен

Процессы консолидации в российском телекоммуникационном секторе продолжаются. Отмечая текущие события рынка, эксперты говорят о развитии мобильного ШПД, отмечая его стремительный рост. Остается открытым вопрос о возможности выхода на российский рынок иностранных операторов связи. О перспективах бумаг сектора в текущем году, драйверах роста и цифровом неравенстве, а также о других важных проблемах, стоящих перед операторами связи, говорили аналитики в рамках прошедшей онлайн-конференции, организованной Информационной группой Finam.ru.

Оценивая развитие российского телекома на 2014 год, аналитики выделают несколько важнейших драйверов. Так Илья Фролов, старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала «Промсвязьбанка», выделяет несколько факторов, которые связаны преимущественно с регулированием сектора. «С декабря была введена технология переноса мобильного номера между сетями, что может привести к возрастанию churn ratio (коэффициент оттока). Введение принципа технологической нейтральности. Слияние сотовых активов «Ростелекома» с Tele2 Россия, которое может привести к формированию 4‐го игрока (после МТС, МегаФона и Вымпелкома) и усилит как ценовую, так и качественную конкуренцию», - комментирует Илья Фролов. Также г-н Фролов отметил, что ждать рекордных показателей по марже в 2014 году будет не стоит.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», отметил, что российский рынок связи находится на стадии высокого насыщения, поэтому динамика роста показателей замедлилась, однако рентабельность составила более 40 %. Г-н Клягин рассказал, что считает основным драйвером роста для российского телекома доступ в Интернет на базе технологий 3G и 4G, а также увеличение доли «тяжелого контента». «В краткосрочной перспективе динамичный рост сектора мобильной передачи данных не сможет полностью компенсировать падение темпов роста рынка голосовой связи. Но в целом это направление, конечно, будет оставаться важнейшим драйвером развития индустрии, а на более протяженном горизонте событий, по мере дальнейшего изменения структуры рынка заместит выпадающие доходы», отметил Максим Клягин.

Одним из вопросов, обсуждавшихся в рамках прошедшей онлайн-конференции, стала возможность поглощения МТС одним из крупных западных фондов и вероятность покупки других операторов «большой тройки» иностранными компаниями. Константин Анкилов, аналитик «IKS-Консалтинг», считает, что выход зарубежного сотового оператора на российский рынок возможен только в формате MVNO. «В частности, Virgin проявляет устойчивый интерес к России в этом плане. Впрочем, российским операторам этот формат до сих пор мало интересен», - уверен Константин Анкилов.

Максим Клягин считает, что даже если сделка компании МТС и иностранной компании состоится, то это произойдёт в среднесрочной перспективе. «С учетом роста конкуренции и насыщения внутреннего рынка стратегия экспансии на глобальном уровне, несомненно, имеет свои преимущества. С этой точки зрения масштабная сделка M&A с одним из крупных мировых операторов, которая позволила бы компании выйти на качественно более высокий уровень и активизировать экспансию в развивающиеся страны, не выглядит таким уж невозможным развитием событий», - прокомментировал ситуацию Максим Клягин.

Обсуждалась также ситуация на рынке ценных бумаг, в частности, аналитики обсудили судьбу акций «Ростелекома». Дмитрий Жданов, ведущий аналитик Банка БФА, отметил, что снижение котировок обусловлено корректировкой коэффициента выкупа в меньшую сторону, а также появлением новых желающих предъявить акции к выкупы. «Существенного роста бумаг компании в ближайшее время ожидать не стоит. Не поможет и сокращение фри флоата. Если раньше в «Ростелекоме» были идеи или просто крупный интересант, разгоняющий акции покупками, то сейчас нет ни того, ни другого. Приватизация как идея уже давно сошла на нет и особого энтузиазма у участников рынка не вызывает, непонятен пока и синергитический эффект от выделения мобильного бизнеса, да и надежд, что кто-то будет закупать крупный пакет с рынка, когда есть возможность приобрести его в рамках приватизации, тоже практически никаких. Вероятное сокращение дивидендов по итогам года, опять же. В общем, пока в акциях «Ростелекома» затишье. Перед бурей ли? Узнаем, когда появятся детали приватизации, единственного на текущий момент драйвера, способного хоть как-то расшевелить инвесторов», - прокомментировал Дмитрий Жданов.

Илья Фролов высказал своё мнение по данному вопросу: «Бумаги начали корректироваться после отсечки под ВОСА, примерно то же самое наблюдалось в мае-июле прошлого года. Причина проста - инвесторы «заходят» в бумагу под конкретную торговую идею (байбек), распродают бумаги после отсечки чтобы не «замыкать» на несколько месяцев капитал, а перед офертой вновь откупают. НО: в этот раз коэффициент выкупа оказался пониже, что и привело к сбросу «избыточных» бумаг».

Участники конференции, среди прочего, обсудили вопрос конкуренции в телекоммуникационном секторе. Илья Фролов отметил, что рынок в секторе сформирован и в ближайшем будущем, конечно, возможны изменения, но глобальных перемен ожидать не стоит, а ценовая конкуренция ушла в прошлое, поэтому сегодня маркетинговая политика операторов направлена на повышения лояльности и продвижение новых услуг.

Егор Гончарук, аналитик ИГ «Энергокапитал», прокомментировал ситуацию на рынке конкуренции следующим образом: «Ввиду перенасыщенности рынка, которая отражается в практически нулевых объемов подключения новых абонентов, компании отрасли фокусируются на рентабельности бизнеса, где на первый план выходит продвижение VAS-услуг. С точки зрения оптимизации структуры активов, рентабельности бизнеса наиболее предпочтительно выглядит «МегаФон». МТС тормозит отсутствие синергии наличия активов в соседних странах: как крайний пример, история компании в Киргизии и Узбекистане. Вымпелком: ситуация с активами еще хуже, зачастую эмитент их продает с существенным дисконтом. Плюс проблема с долгом, что особо чувствуется на итальянском бизнесе компании. «Ростелеком»: текущая бизнес модель компании не эффективна, ждем реорганизации, приватизации и чуда».

Коснулись аналитики и темы «отмены мобильного рабства». В этом вопросе мнение экспертов оказалось практически единогласным: MNP в России не получила достаточного распространения, и операторы не стали «рубиться» за клиентов. «Инициатива MNP опоздала в России лет на 10 - услуг предлагается много, тарифы и так объективно низкие, - уверен Константин Анкилов. - К тому же операторы превентивно среагировали на введение MNP, разработали новые программы лояльности. Лидеры рынка понимают, что от тарифной войны проиграют все. Но это не исключает, что плотину может прорвать - в отдельном регионе, в каком-то из сегментов, и цены рухнут везде. Пока же реально рассматривается передел в b2b и b2g сегментах». Максим Клягин высказал предположение, что MNP фактор может благоприятно сказаться только на игроках второго эшелона.

На онлайн-конференции обсуждалась также тема перспектив развития сети 4G в России с учетом опыта распространения 3G-интернета. Егор Гончарук, аналитик ИГ «Энергокапитал», считает, что ввиду правовых и географических особенностей России внедрение современных сетей будет затруднено, однако с течением времени сеть 4G найдет своё применение в России.

Максим Клягин так прокомментировал текущую ситуацию с LTE: «Технологии четвертого поколения, к которым относится и LTE, располагают целым рядом преимуществ, в первую очередь, наиболее высокой пропускной способностью и повышенным качеством связи голосовой связи. Учитывая динамичный рост роли сегмента передачи данных в структуре рынка, расширение потребления мобильного трафика и рост спроса на «тяжелый» контент, уже в ближайшей перспективе следующих нескольких лет, по мере расширения покрытия, решения 4G составят мощную конкуренцию сетям третьего поколения. На первом этапе развитию проникновения, помимо еще относительно слабой инфраструктуры, будет препятствовать определенный дефицит соответствующего клиентского оборудования: на рынке ассортимент решений, поддерживающих российские стандарты 4G, пока еще сравнительно невелик, и в своем большинстве позиционируется они в высоком ценовом сегменте. Тем не менее, я полагаю, что экосистема абонентских устройств поменяется очень быстро: еще год назад выбор смартфонов с модулем LTE был ограничен на нашем рынке всего несколькими моделями, а сегодня можно найти уже как минимум несколько десятков предложений. По мере расширения проникновения технологии предложение новых устройств на рынке будет расти лавинообразно и в ближайшей перспективе, думаю, их доля в структуре рынка устройств будет очень высокой, а в сегменте смартфонов – вероятно, доминирующей».

В рамках обсуждения перспектив LTE-сетей были затронуты ещё два важных вопроса, волнующие абонентов: низкая скорость 3G-сетей и целесообразность развития 4G-интернет-доступа с учетом низкой покупательной способности некоторых регионов РФ и отсутствия доступных смартфонов. Проблему целесообразности развития 4G прокомментировал и Илья Фролов: «Насчет покупательной способности - утверждение спорное. В настоящее время операторы предлагают выгодные пакетные предложения, включающий голосовые услуги, сообщения и мобильный Интернет. Абонентская плата за них начинается от 500 рублей в месяц, думаю, что это доступно большинству наших соотечественников. Насчет доступности устройств - МТС и «МегаФон» предлагают собственные смартфоны, стоимость которых начинается, если не ошибаюсь, от 3000 рублей. Их продажи в четвертом квартале продемонстрировали стремительный рост. Думаю, что высокоскоростные сети – это вопрос ближайшего будущего, но нужно понимать, что доступны они будут (в приемлемом качестве) лишь жителям крупных и средних городов».

Затронули эксперты и тему темпов обеспечения домохозяйств ШПД и конкуренцию компаний в этом сегменте. Егор Гонарчук отметил, что уровень проникновения услуг ШПД в России составил 55 %, а рост по отношению к прошлому году находится на уровне 5-7 %.

Константин Анкилов прогнозирует ситуацию в сегменте следующим образом: «Рост в условиях насыщения идет за счет выхода в новые города, однако даже в городах с населением менее 500 тыс. чел. проникновение уже высокое при усиливающейся конкуренции, и рост идет за счет переманивания клиентов других провайдеров.

Практически в любом городе с населением от 100 тыс. человек сейчас присутствует несколько федеральных игроков, а также местные операторы. Локальные провайдеры зачастую чувствуют себя довольно уверенно и не теряют рыночной доли, хотя в общем случае идет наращивание удельного веса лидеров рынка. Можно ожидать новых M&A сделок, в том числе масштабных - ТТК, «Акадо».

Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: интернет провайдеры, интернет, беспроводной доступ, беспроводной интернет, 3G, ШПД, LTE, 4G

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга