Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://www.nnit.ru/news/n125295/


     
 

Российский телеком. Рост быстрее мирового

03.08.2012 07:00
Компания J’son & Partners Consulting представила итоги исследования российского рынка потребления основных телекоммуникационных услуг в сегментах B2C, B2B и B2G. В рамках исследования отмечается, что по мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят $1,72 трлн. При этом, результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем мировой. В 2012 году рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2013 году.

В рамках исследования J’son & Partners Consulting рассматриваются телекоммуникационные услуги по ключевым сегментам: фиксированный широкополосный доступ в Интернет, фиксированная телефония, мобильный доступ в Интернет и передача данных и мобильная голосовая связь.

Согласно исследованию, общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C в России по итогам 2011 года достиг 891 млрд рублей.  В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд рублей. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд рублей. Доля частного потребительского сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%.

Говоря об общих тенденциях российского телекоммуникационного рынка, в исследовании отмечено, что в настоящее время объем рынка мобильной связи в России в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд рублей, в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд рублей.

Относительно развития российского телекоммуникационного рынка по основным сегментам, в части фиксированного ШПД уровень проникновения этой услуги в Москве и городах-миллионниках в России в настоящее время сопоставим с уровнем крупнейших мировых столиц. В частности, по итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались 80% домохозяйств.

В целом по стране, по итогам 2011 года услугой ШПД пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн домохозяйств) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн человек.

По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в Интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 млрд рублей в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 млрд рублей. Годовой рост составил 12%.

Из общего объема рынка фиксированного ШПД по итогам 2011 года (112,9 млрд рублей), наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C - 71,8 млрд рублей (64%). По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.

На B2B-сегмент приходится 24% доходов (27 млрд рублей). Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Доля доходов операторов от фиксированного ШПД, которая приходится на сегмент B2G по итогам 2011 года составила 12% от общего объема (14,1 млрд рублей). При этом, проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. По данным экспертов, объем этого сегмента рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Объемы рынка мобильного Интернета в России пока меньше, нежели услуги фиксированного ШПД. Но при этом, как отмечают эксперты J’son & Partners, за последние годы  мобильный Интернет (услуги передачи данных) является самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования, мобильным Интернетом пользуется половина населения страны. Общий объем этого рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%. Из общего объема рынка услуг мобильного Интернета (76 млрд рублей) по итогам 2011 года на cегмент B2C приходится 66,4 млрд рублей, на сегмент B2B – 8 млрд рубей и на сегмент B2G – 1,6 млрд рублей.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов). На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к концу 2012 года объем этого рынка составит 94 млрд рублей (рост в 2012 году составит 24%), а к концу 2013 года этот рынок увеличится до 111 млрд рублей (рост в 2013 году составит 18%).

Относительно сегмента услуг фиксированной телефонной связи в России, по итогам 2011 года объем этого рынка согласно данным J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 млрд рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. 

Доходы операторов от частного сегмента (B2C) по итогам 2011 года составили 89,1 млрд рублей (50% от общего рынка). Отмечая тенденции этого сегмента рынка фиксированной телефонной связи, отмечено что в сегменте B2C продолжится стабильный рост выручки. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост  составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам.

B2B-сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд рублей). В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Оставшиеся 13% (22,6 млрд рублей) рынка фиксированной телефонии по итогам 2011 года приходятся на государственный сектор. При этом, объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год.

Самым большим рынком в телекоммуникационной отрасли России продолжает оставаться рынок мобильной голосовой связи. По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 млрд рублей. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 млрд рублей). Из этого объема (767,9 млрд рублей) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд рублей, что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 млрд рублей (13% от общего рынка). Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 млрд рублей в общей структуре доходов).

Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%). В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.

Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web