В обсуждении заявленной темы приняли участие как представители российских компаний, имеющих опыт работы на рынках других стран, так и основатели успешных стартапов и представители различных инвестиционных фондов.
Одним из вопросов стало обсуждение того, стоит ли стартапу в начале пути сразу задумываться о дальнейшем выходе на глобальный рынок. На эту тему существует несколько точек зрения. Эксперты говорят о том, многое зависит от внутреннего рынка страны, в некоторых странах внутренний рынок невелик и начинающим компаниям нужно сразу думать о том, как развивать свой бизнес на рынках других стран. Российский внутренний рынок при этом является достаточно емким, поэтому для стартапов в нашей стране выбор в пользу стратегии выхода на рынки других стран или первоначального развития на локальном рынке остается открытым.
Например, генеральный директор компании ABBYY Сергей Андреев отметил, что вопрос выхода на международный рынок во многом зависит от типа бизнеса компании, тех продуктов, которые компания предлагает на рынке и той бизнес-идеи с которой компания выходит на рынок. По словам Сергея Андреева, если компания работает не на массовом потребительском рынке, а на рынке решений в сегменте В2В, то выйти на международный рынок будет сложнее. Связанно это с тем, что работая в указанном сегменте необходимо иметь локальные представительства в странах присутствия, что может быть не по силам начинающей компании. В случае же с продуктами, рассчитанными на массовый спрос, также есть свои «подводные камни». Одним из таких возможных препятствий является разница менталитетов в разных странах. То, что может хорошо продаваться в России, не обязательно придется по вкусу пользователям из других стран. Здесь необходимо иметь компетенцию и понимание особенностей пользователя в странах присутствия.
Основатель и генеральный директор проектов GetTaxi и Vigoda.ru Шахар Вайсер при этом отметил, что универсального решения идти или не идти на международные рынки, подходящего для всех компаний не существует. Выступавший вместе с тем отметил, что многие российские компании, начинающие свой бизнес, зачастую недооценивают потенциал внутреннего российского рынка и начинают думать о международной экспансии раньше, чем они в полной мере реализовали свой потенциал на локальном уровне. Прежде чем начинать думать о международном рынке, необходимо ответить на вопрос в достаточной ли степени компания удовлетворила спрос на свой продукт на внутреннем рынке. «Войти и работать на рынке России сегодня достаточно сложно. Но войдя и создав свой бизнес здесь, даже небольшая компания получает преимущества, в том числе и в конкурентной борьбе с крупными игроками, которые предпочитают входить на рынок через покупку», - отмечает Шахар Вайсер.
Об отсутствии универсального сценария выхода на рынки других стран говорил также и директор по развитию бизнеса компании Acumatica Григорий Поваров. Тем не менее, ряд различных сценариев возможен в случае с определенными продуктами. Например, возможен сценарий, когда компания-разработчик работает в партнерстве с крупными локальными игроками в других странах и предоставляет им свою платформу, на базе которой они могут предоставлять продукт конечному пользователю.
Отметим также мнение директора по инвестициям Intel Capital Игоря Табера, который среди прочего сказал, что амбиции и стремление к выходу на международные рынки это хорошо для развития компании, но при этом нужно чтобы компания фокусировалась на решении конкретной задачи на рынке конкретной страны. «Только амбиция, без фокусирования на решении конкретной задачи, которую преследует компания на новом для себя рынке, как правило не позволяет достигнуть цели», - говорит Игорь Табер.
Еще одним вопросом, который обсуждался в рамках дискуссии, стало привлечение инвестиций в проект. В частности, управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий выразил следующее мнение: «Как предприниматель я скажу, что в идеале начинающим компаниям следует стремиться строить свой бизнес так, чтобы они могли обходиться без привлечения инвесторов. Второе что нужно понимать стартапам, это то, что инвесторов в конечном счете выбирают стартапы. Инвесторы не сделают стартап успешным, успешным его делают те, кто его создает и с ним работает».
Другие эксперты также отмечают, что в случае партнерства с крупными международными инвестиционными фондами, важным для стартапа является не только привлечение финансовых средств, но и получение компетенций, опыта, а также кредита доверия со стороны потенциальных пользователей, который подкрепляется брендом инвестора. «Венчурный инвестор, приходя в проект, приносит туда не только деньги, и ценен для стартапа не столько финансовыми вливаниями, сколько всем своим «багажом», состоящим из связей, понимания рынка, понимания тенденций и так далее», - говорит председатель правления ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян.
Кадровый вопрос при экспансии на рынки других стран также является важным аспектом. Ряд выступавших экспертов отмечали, что принимая решение о выходе на рынок той, или иной страны следует в первую очередь отталкиваться от качества кадров, которые компания может привлечь на рынке. В подборе квалифицированных кадров стартапам в том числе могут помочь и инвесторы.
Свой «рецепт счастья» относительно того, как можно выходить на рынки других стран и подбирать себе подходящую команду предложил Сергей Андреев. По его словам, компания может придти на новый для себя рынок и попытаться найти существующую профессиональную команду, которая работает в той же области. Заключив партнерское соглашение с такой командой, или с несколькими такими командами в разных странах, компания может в итоге создать партнерскую сеть. Через несколько лет работы будет видно какие компании из числа партнеров работают более успешно, а какие менее. Наиболее успешным можно затем предложить объединить усилия, например, создать совместное предприятие. В итоге, компания может получить на рынке другой страны готовый работающий бизнес с штатом квалифицированных сотрудников, которые проверены временем.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)