По результатам годового общего собрания акционеров, было утверждено следующее распределение прибыли ОАО «Ростелеком» по результатам 2011 года: 54,05% от чистой прибыли «Ростелеком» за 2011 год по РСБУ (17,599 млрд рублей) направлено на увеличение собственного капитала «Ростелекома», а на выплату дивидендов по акциям Общества направлена сумма в размере 14,961 млрд рублей или 45,95% от чистой прибыли за 2011 год по РСБУ.
Кроме того, был определен состав совета директоров компании. В состав совета директоров «Ростелекома» вошли Сергей Азатян, Владимир Бондарик, Антон Златопольский, Антон Иншутин, Юрий Кудимов, Сергей Кузнецов, Михаил Лещенко, Анатолий Милюков, Александр Провоторов, Иван Родионов и Вадим Семенов. Председателем совета директоров «Ростелекома» был избран Иван Родионов. Собрание утвердило аудитором «Ростелекома» на 2012 год ЗАО «КПМГ».
Что же касается финансовых и операционных показателей «Ростелекома» за отчетный период, то по данным отчета общая выручка оператора составила 296 млрд рублей. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг по итогам 2011 года составила 214,607 млрд рублей. 200,914 млрд из этой суммы составили доходы от услуг связи. Чистая прибыль «Ростелекома» по итогам 2011 года составила 32,561 млрд рублей.
В 2011 году выручка от предоставления услуг голосовой телефонной связи составила приблизительно 58% от всех доходов «Ростелекома». В структуре доходов компании за 2011 год на долю услуг городской и сельской телефонной связи пришлось 66,960 млрд рублей. Передача зонового трафика операторов и предоставление услуг зоновой телефонной связи пользователям принесла компании 22,098 млрд рублей. На долю МГ/МН связи пришлось 35,333 млрд рублей.
Выручка «Ростелекома» от предоставления услуг передачи данных и телематических служб составила 49, 289 млрд рублей или 23% от общей выручки оператора. При этом, услуги ШПД, которые предоставляются компанией в сегменте населения и корпоративных клиентов, составляют значительную долю бизнеса. В 2011 году получены доходы от предоставления услуги ШПД в размере 32,525 млрд рублей (без НДС), что составило 15% от общей выручки «Ростелекома». На протяжении отчетного периода компания активно проводила модернизацию сети в рамках замены технологии доступа к услуге с xDSL на FTTx и PON.
Присоединение и пропуск интернет-трафика операторов связи на базе IP-протокола для транзита трафика и доступа к сети Интернет также является одним из приоритетных направлений деятельности «Ростелекома». Доходы оператора от оказания данных услуг в 2011 году составили 4,242 млрд рублей или 2% от общей выручки. Доходы от предоставления каналов связи в пользование составили 9,669 млрд рублей (4,5% от общей выручки компании).
Показатели дохода от услуг сотовой связи составили по итогам 2011 года 10,898 млрд рублей, что составляет 5,1% от общей выручки «Ростелекома» (без учета выручки дочерних и зависимых компаний). Оператор предоставляет услуги мобильной связи в 35 регионах России и в некоторых Макрорегиональных филиалах «Ростелекома» данные услуги составляют значительную долю бизнеса. Мобильный бизнес оператора сосредоточен в основном на Урале, в Сибири, Поволжье и Дальнем Востоке. В прошедшем году Макрорегиональный филиал «Урал» компании «Ростелеком» начал активно тестировать предложения конвергентных услуг, связывая в единый счет услуги фиксированной и мобильной голосовой связи.
Доходы от услуг радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи у «Ростелекома» составили 3,229 млрд рублей (1,5% от всех доходов). При этом, у «Ростелекома» одним из наиболее быстрорастущих сегментов являются услуги интерактивного телевидения (IP-TV).
Доходы от интеллектуальных услуг связи составили 1,880 млрд рублей (0,9% от общей выручки компании), а доходы от прочих услуг связи составили 1,554 млрд рублей.
Расходы «Ростелекома» в 2011 году составили 176,098 млрд рублей. В структуре расходов основными статьями стали услуги операторов связи (40,706 млрд рублей), затраты на оплату труда (41,327 млрд рублей), амортизация основных фондов (30,621 млрд рублей), прочие расходы (45,374 млрд рублей) и так далее.
По итогам отчетного периода в общей сложности у оператора «Ростелеком» насчитывается около 28,5 млн абонентов фиксированной связи, порядка 5,9 млн абонентов платного ТВ, около 8,2 млн абонентов услуги ШПД и порядка 13,9 млн абонентов услуг мобильной связи. Протяженность магистральных сетей связи компании составляет порядка 500 тысяч километров, а число пройденных домохозяйств составляет около 43,4 млн.
Важным событием для «Ростелекома» стало утверждение в июне 2011 года «Программы инновационного развития на 2011- 2015 годы». Целью данной программы является переход «Ростелекома» от позиции инфраструктурного игрока к универсальному оператору связи и создание условий для дальнейшей трансформации оператора в глобального сервис-провайдера.
В рамках указанной Программы в 2011 году «Ростелеком» реализовал ряд инициатив. В частности, был разработан опытный образец регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, создан сервис для обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования и исполнения функций образовательных учреждений и органов образования. Кроме того, был реализован проект по интеграции разнородных систем коммерческого учета и биллинга с региональной инфраструктурой электронного правительства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Также в 2011 году был разработан опытный образец программно-аппаратного комплекса «Система-112» и разработана единая мультиплекс-приставка, позволяющая обеспечить единый доступ к большому числу сервисов «Ростелекома» (IP-TV, OTT; цифровое эфирное телевидение (DVB), доступ в Интернет Wi-Fi; доступ к Госуслугам с поддержкой ЭЦП и так далее). За прошедший год были проведены исследования возможности повышения пропускной способности транспортных сетей оператора с суммарной скоростью до 20 Тбит/с на волокно, а также разработаны типовые решения построения мультистандартной сети подвижной радиотелефонной связи на базе стандартов GSM/UMTS/LTE/CDMA.
Особое внимание со стороны «Ростелекома» уделялось развитию так называемой Национальной облачной платформы. В 2011 году для ее создания был реализован ряд мероприятий, одним из результатов которых стало создание пяти облачных сервисов на основе модели SaaS.
Выступая на годовом собрании акционеров с кратким отчетом деятельности компании в 2011 году, президент ОАО «Ростелеком» Александр Провоторов отметил еще ряд ключевых для компании событий, произошедших в 2011 году. Среди таковых отмечено, что в прошедшем году компания сосредоточила свои усилия на завершении процесса реорганизации в форме присоединения семи межрегиональных компаний связи и ОАО «Дагсвязьинформ» к «Ростелекому» с целью создания единого федерального оператора. В начале апреля 2011 года, с юридической точки зрения, процесс создания на базе «Ростелекома» объединенной компании был завершен. В сентябре 2011 года «Ростелеком» представил новый корпоративный бренд, который призван укрепить восприятие компании как национального оператора связи. В результате реорганизации в 2011 году на базе Ростелекома была создана интегрированная телекоммуникационная компания, оказывающая полный спектр услуг связи и передачи данных на всей территории Российской Федерации. В рамках второго этапа реорганизации, который начался уже в ткущем году, предусматривается присоединение «Связьинвеста» к «Ростелекому».
Отмечены были также ряд сделок по приобретению активов телекоммуникационных операторов, которые состоялись в 2011 году. Самой крупной из этих сделок для «Ростелекома» стало приобретение 71% акций ОАО «НТК». Уже в 2012 году «Ростелеком» довел свою долю в НТК до 100%. Отмечено было также приобретение «Ростелекомом» доли в ОАО «Башинформсвязь» (39,87% обыкновенных акций), а также доведение до 100% доли «Ростелекома» в ЗАО «Волгоград-GSM» и в компании «Оренбург – GSM». Кроме того, в 2011 году «Ростелеком» увеличил до 96,08% свою долю в уставном капитале компании«СК «Костарс».
Говоря об основных драйверах роста бизнеса компании, приоритетах и планах «Ростелекома», Александр Провоторов среди драйверов отметил развитие услуг ШПД и в дальнейшем услуг БШД, а также услуги платного ТВ и сервисов «Ростелекома» на базе облачных технологий, о которых говорилось выше. Основными стратегическими приоритетами «Ростелекома» на ближайшее будущее являются интеграция и оптимизация затрат, модернизация сети, развитие предоставления услуг мобильной связи от «Ростелеком» до масштабов всей страны, пакетирование различных услуг компании, а также дальнейшее развитие облачных и ИТ-решений.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование, Финансы