Новую разработку ИВК можно использовать для организации юридически-значимого документооборота и для обработки персональных данных любой категории в автоматизированных информационных системах. Особо отметим, что СЭД «ИВК Бюрократ» со встроенными средствами обработки ЭП уже применяется как основа такого документооборота в структурах Министерства обороны РФ.
В настоящее время в СЭД «ИВК Бюрократ» интегрированы возможности удостоверяющего центра «КриптоПро», где СЭД получает корневой сертификат квалифицированной подписи, который (уже без новых обращений в УЦ) используется для создания сертификатов сотрудников организации – пользователей СЭД. Электронные подписи, поставленные ими с помощью этих сертификатов, имеют статус гостированных. Кроме того, обращения в УЦ «КриптоПро» происходят также при кросс-сертификации систем ЭП различных организаций, использующих разные корневые сертификаты. Эта процедура освобождает от необходимости обращаться в УЦ при каждой проверке ЭП сотрудников организаций, с которыми происходит постоянный обмен электронными документами.
Отметим, что система ЭП СЭД ИВК «Бюрократ» полностью интегрирована с подсистемой аутентификации пользователей, встроенной в ПО промежуточного слоя (middleware) «ИВК Юпитер». Это ПО является технологической основой СЭД, обеспечивающей последней широкий набор интерфейсов прикладного программирования (API) и гарантированных сервисов по хранению, защите, передаче и обработке различной информации, включая сертификаты участников электронного документооборота. ПО «ИВК Бюрократ» интегрируется с системой межведомственного электронного документооборота – МЭДО, а в ближайшей перспективе – со СМЭВ (системой межведомственного электронного взаимодействия). Напомним, что система аутентификации «ИВК Юпитер» может быть настроена как на использование традиционных пар «логин-пароль», так и на более надежные схемы аутентификации с помощью аппаратных ключей и/или биометрических датчиков. В любом случае, опознанный системой «ИВК Юпитер» пользователь уже не должен при подписывании документов применять какие-либо дополнительные технические средства, например, USB-брелоки. Сертификаты пользователей, хранящиеся в централизованном защищенном хранилище «ИВК Юпитер», автоматически подставляются в нужный момент.
Такая реализация механизма ЭП обеспечивает ряд важных преимуществ. Во-первых, предельно упрощаются все процедуры управления сертификатами сотрудников при приеме на работу, изменении должностных обязанностей или увольнении. Достигается полная автоматизация в отслеживании сроков действия сертификатов, а также ведении корпоративной витрины отозванных сертификатов. Не менее важно и то, что практически пропадает риск потери и временного нарушения правил использования аппаратных персональных хранилищ сертификатов, что, как показывает практика, является одним из основных и трудновыявляемых злоупотреблений при использовании ЭП.
Еще одно важнейшее преимущество вышеописанной схемы управления ЭП связано с минимизацией числа обращений во внешний УЦ при работе с электронными документами. Это позволяет системе мгновенно реагировать на действия пользователя, обеспечивая ему комфортные условия работы. Более того, эта схема открывает возможности полноценного применения ЭП на объектах, расположенных в местах без развитой телекоммуникационной инфраструктуры. Наконец, централизация информационного взаимодействия с внешним УЦ позволяет минимизировать расходы организации на связь, т. к. территориальным единицам достаточно простого подключения к информационной магистрали «ИВК Юпитер».
Подчеркнем, что работа с УЦ «КриптоПро» не является принципиальным ограничением СЭД «ИВК Бюрократ». Система ЭП может быть легко настроена на взаимодействие практически с любым другим внешним удостоверяющим центром.
Пользователи новой разработки ИВК – организации с высокими требованиями к защищенности информации, сложности и надежности ее обработки, в частности, крупные ведомства и госструктуры федерального и регионального масштаба. К типичным задачам можно отнести: делопроизводство, поддержку внутренней системы бизнес-процессов и обмен электронными документами с партнерами. Еще одна важная сфера применения, по оценке ИВК, – это порталы госуслуг.
«Потребность в юридически-значимом документообороте исключительно высока. В последнее время в этой сфере произошли важные позитивные изменения: в нормативной базе, в технологиях, в реальном состоянии соответствующей инфраструктуры ЭП. Наконец, стало возможно создание универсальной, удобной и эффективной реализации механизма электронной подписи, который будет безотказно работать в любой точке на карте нашей страны, – говорит Валерий Андреев, заместитель директора по науке и развитию компании ИВК. – Мы считаем нашу новую разработку важнейшей вехой в развитии СЭД «ИВК Бюрократ», перед которой открываются новые сферы применения. А российские пользователи теперь смогут привести свои информационные системы в соответствие с требованиями действующего законодательства, причем без какого-либо ущерба для удобства работы сотрудников и, соответственно, для эффективности работы организации».
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: ПО, Безопасность